Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Профессиональный стандарт - многофункциональный документ, который применяется:
- в сфере труда - для управления персоналом, формирования кадровой политики;
- в системе профессионального образования - при разработке и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и программ (в части профессиональной составляющей), профессионально-общественной аккредитации образовательных программ);
- при независимой оценке квалификации.
При применении профессиональных стандартов необходимо руководствоваться:
1. Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс):
- часть вторая статьи 57 – наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
- статья 195.3: требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязательность применения профессиональных стандартов устанавливается для случаев, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 57; статья 195.3).
2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – Постановление).
Постановлением предусматривается, что профессиональные стандарты применяются организациями с государственным участием, перечисленными в постановлении, поэтапно на основе утвержденных планов с учетом мнения представительного органа работников.
3. Федеральным законом от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
- статья 11, п. 7: - формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).
4. Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»:
- статья 2, п. 3 - независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Профессиональные стандарты являются важным элементом Национальной системы квалификаций.
областей проф. деятельности |
Стандарт |
Возможные наименования должностей, профессий |
Начало применения |
Нормативный правовой акт |
Код группы занятий по ОКЗ* |
Некоторые обязательные требования к квалификации и особые условия допуска к работе* |
|
01 |
Образование |
|
|||||
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
Учитель Воспитатель |
01.01.2017 |
Приказ Минтруда России N 544н от 18 октября 2013 г. |
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьи 46, 48, 49, 51, 52
Трудовой кодекс РФ, статьи 69, 213, 225, 331, 351.1
Приказ Минздрава РФ от 28.01.2021 N 29н
Приказы Минобрнауки
См. также разъясняющие письма |
|
||
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) |
Психолог Педагог-психолог Психолог образовательной организации |
01.01.2017 |
Приказ Минтруда России N 514н от 24 июля 2015 г. |
|
|||
Педагог дополнительного образования детей и взрослых |
Педагог дополнительного образования Старший педагог дополнительного образования Тренер-преподаватель Старший тренер-преподаватель Преподаватель Методист Старший методист Педагог-организатор |
09.09.2018 |
Приказ Минтруда России N 298н от 5 мая 2018 г. |
|
|||
Педагог дополнительного образования детей и взрослых |
Педагог дополнительного образования Старший педагог дополнительного образования Тренер-преподаватель Старший тренер-преподаватель Преподаватель Методист Старший методист |
01.09.2022 |
Приказ Минтруда России N 652н от 22 сентября 2021 г. |
|
|||
Специалист в области воспитания |
Социальный педагог Старший вожатый Педагог-организатор Воспитатель, старший воспитатель (кроме воспитателя, старшего воспитателя в дошкольной образовательной организации) Педагог-библиотекарь Тьютор |
06.02.2017 |
Приказ Минтруда России N 10н от 10 января 2017 г. |
|
|||
Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) |
Вожатый |
29.01.2019 |
Приказ Минтруда России N 840н от 25 декабря 2018 г. |
|
|||
Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) |
Руководитель (директор, заведующий) образовательной организации Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательной организации |
01.03.2022 |
Приказ Минтруда России N 250н от 19 апреля 2021 г. |
|